Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит помочь нашим детям избавиться от них.

Детские страхи – это эмоциональные реакции детей на различные ситуации, которые воспринимаются как угроза. Тут не важно, является ли угроза реальной или вымышленной. Главное, что у ребенка появляется желание убежать, спрятаться, появляется нервное возбуждение, затормаживание, плачь, крик, истерика.

В зависимости от причин возникновения страхи бывают 3 видов:

внушенные (возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками);

Как же происходит внушение страха? Легко. Словами, поведением в определенной ситуации, естественной и привычной реакцией родителей, мимикой, жестами, интонацией.

Например, если ребенок упал, это страшно? Сам малыш этого пока еще не знает. Кто ему расскажет? Только родители своей реакцией, поведают на языке эмоций, мимикой, словами, это страшно или не страшно, или вообще никак. Упал – вставай. Дети быстро улавливают такие сообщения.

Тревожные родители часто транслируют свои страхи детям. Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле – передает ему испытанные в своем детстве страхи. У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. У единственных детей больше вероятность возникновения страхов, т. к. по отношению к ним взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.

личностно обусловленные (рожденные воображением ребенка);

Дети сами учатся бояться. Например, творчески придумывают себе страхи и с удовольствием боятся сами, а также пугают окружающих. Например, сообщают родителям, что в шкафу живет волк. Сначала это может быть игра, развлечение, но со временем, заигравшись, ребенок начинает верить, что волк действительно живет в шкафу и он страшный. Особенно легко это получается, когда бояться становится выгодно. Родители проявляют больше внимания, сидят и читают книги, пока ребенок не уснет, ведь он один боится оставаться в комнате, когда в шкафу сидит волк. Тем самым родители поддерживают и подкрепляют придуманный страх ребенка.

ситуативно возникшие (в результате испуга).

Например, если на ребенка из-за угла выпрыгнет собака, то, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть фобическая реакция на всех собак, а может и не возникнуть. Это как повезет.

В каждом возрасте наблюдаются «свои» страхи. В раннем возрасте дети пугаются незнакомых людей и обстановки; в младшем дошкольном возрасте – сказочных персонажей, одиночества, темноты; в старшем дошкольном возрасте – смерти, огня, животных, страшных снов и наказания.

Важно отношение родителей к страхам.

Страх – столь же естественная человеческая реакция, как и злость, но практически также не принимаемая взрослым миром. К девочкам, испытывающим страх, еще будут проявлять понимание, стремиться защитить. К мальчикам – у матерей чаще всего бывает тревожное сочувствие, у отцов – пренебрежение, раздражение, насмешка. Именно для таких отцов необходимо объяснять: нигде не написано, что мальчики должны бояться меньше девочек! Более того, иногда именно мальчишки боятся больше, поскольку у них сильно развита фантазия, у них много энергии и любопытства к неизведанному. Однако именно для них страх – самое запретное чувство.  Совершенно очевидно, что те, кто позволяет себе бояться, наиболее приспособлены к жизни, потому что у них развито трезвое чувство опасности, потому что они не «зацикливаются» на страхе. А проживают его до конца и могут жить дальше.

Непрожитый, подавленный страх, как и злость, может вечно жить в человеке с самого детства, сидя в какой-нибудь потайной «коробочке» и исподволь управляя его жизнью. На удерживание страха в надежном укрытии уходят огромные психологические силы.

В нашем обществе страх изгнан из разряда приемлемых эмоций из-за стыда. Бояться стыдно. Непонятно почему. Ведь страх – это всего лишь ощущение, что есть нечто, что тебе угрожает. Угрожает тебе как человеку, как существу. Страх – это очень человеческая эмоция, биологически оправданная эмоция, полезная эмоция, часто помогающая нам выживать. Страх появляется, когда ты понимаешь, что не защищен. Дети – наиболее беззащитны, поэтому они боятся больше всего. Это очень естественно.

Нужно иметь потрясающее мужество, чтобы позволить себе бояться. Потому что если не страшно, то не требуется никакого мужества. Это так просто – не бояться. А вот если вы боитесь и позволяете себе прожить этот страх, встречаться с ним – это настоящий подвиг. Для некоторых малышей – подвиг каждый день.

Что же делать, если страхи уже есть?

Существуют особенности работы с детскими страхами.

1. Спокойствие взрослых, отсутствие повышенной тревожности - основа работы с детскими страхами. Тут работает простая истина, дети копируют поведение родителей, в том числе реакцию на те или иные события. Они легко обучаются бояться, тревожиться, беспокоиться. Однако дети также естественным образом от родителей перенимают пример спокойного делового отношения к возникающим трудностям и непростым ситуациям. Например, если ребенок упал, при этом мама с испуганным лицом не бросается ему на выручку, а спокойно и приветливо предлагает подняться самостоятельно, то ребенок понимает, что ничего страшного не произошло, надо вставать. Падать не страшно, страшно из каждого падения делать трагедию.

2. Родители, кроме естественного внушения спокойного реагирования, могут и обязаны внушать, прививать детям смелость, бодрость, энергичность. Например, обливаться холодной водой страшновато, но папа смелый, он это делает, причем радостно и весело. Ребенок видит, что это хорошо, он может присоединиться, а может выразить неудовольствие - вода-то холодная. В этом случае родителям правильно не просто подавать пример, а медленно и методично приучать к закаливанию, рассказывая и показывая, что бояться нечего, можно смело привыкать к здоровому образу жизни.

3. Нельзя пугливых детей высмеивать за их страхи. Во-первых, это не поможет ребенку правильно относиться к своему страху, ведь он для него серьезная проблема, во-вторых, высмеивание может вызвать как усиление страха, так и появление новых, в-третьих, ребенок может закрыться и остаться один на один со своим страхом.

4. Нельзя использовать детский страх для того, чтобы добиться от ребенка нужного родителям поведения. Родители часто говорят: не будешь есть..., а дальше пугают ребенка именно тем, чего он больше всего боится. Так прививается привычка делать что-либо только из-за страха.

5. У родителей должно быть единое понимание, чего бояться можно, а чего нельзя. Если мама будет тревожиться из-за каждого пустяка и поощрять страх ребенка, а папа, напротив, требовать исключительной смелости, то страхи будут только множиться, а про хорошее воспитание можно забыть, просто не получится.

6. Неверно игнорировать детские страхи, не замечать их. Действительно, иногда, если специально не замечать и не поощрять некоторые детские страхи, то они проходят сами. Но все равно надо знать, чего боится ребенок. Игнорирование подразумевает, что взрослые либо не замечают страх у ребенка, либо отказываются помогать, поддерживать ребенка в ситуации, когда он испытывает чувство страха.

7. Нельзя ребенка ругать за его страх. Это может добавить ко всему прочему еще и чувство вины ребенка за свой страх либо усилить его.

8. "Клин клином вышибают" - не лучший метод работы с детскими страхами. Некоторые родители, например, если ребенок боится темноты, специально сажают его в темную комнату, думая, что это поможет справиться со страхом. Такие действия чаще заканчиваются детской истерикой, иногда потерей сознания как формой защиты от тяжелой психической травмы.

9. Наказание за страх недопустимо. Будешь бояться - получишь ремня! Последствия такого "воспитания" непредсказуемы. У ребенка нет выхода, он боится и наказания, и самого страха. В этом случае невроз не заставит себя долго ждать.

10. Если самостоятельно не получается справиться со страхами детей, то лучше обратиться к специалисту. Мысль простая: не пытайтесь избавить ребенка от страха, если не знаете, как. Можно, конечно, экспериментировать, но как ваши усилия отразятся на психике маленького человека, сказать сложно.

Закончу общими правилами предупреждения детских страхов.

Чем меньше тревожатся родители, тем меньше страхов у детей. Ребенок боится тогда, когда ему это позволяют взрослые, поощряют развитие страхов своим примером, поведением в различных ситуациях.