ГДЕ У ЭТОГО РЕБЕНКА КНОПКА?

     «Я не знаю, что делать с его капризами», «Он с ума меня сводит своими истериками», «Ну что она вечно ноет и ноет» - эти и другие фразы я часто слышу на консультациях от измученных родителей. Мало того, что с ребенком трудно, от вечных скандалов голова трещит, так еще и окружающие подливают масло в огонь - «Избаловала, вот на шею тебе и сел», «Что ж ты за мать такая, что тебя какой-то малолетка не слушается!», «Не умеешь воспитывать – нечего было детей заводить!». И, наверное, у каждого родителя возникает одно похожее желание – найти ту заветную (как у Электроника) кнопку, которая позволила бы переключать ребенка из режима «каприз» в режим «спокойствие».

ЭТА КНОПКА действительно ЕСТЬ, правда найти ее бывает не всегда легко. НО ВОЗМОЖНО!k1.jpg

ИТАК, ваш ребенок капризничает.

Сразу оговорюсь – капризы капризам рознь. Это может быть тихое хныканье, резкий визг, или красочное «зрелище» с паданием на пол и дрыганьем ногами. Важно сразу определить одну важную вещь – РЕБЕНОК НЕ БУДЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ПЛОХО ПРОСТО ТАК! За каждым «плохим» поступком стоит какая-то неудовлетворенная потребность.

Предлагаю пройти моим маршрутом поиска, отсекая те потребности, которые не относятся к вашему ребенку.

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ. Приглядитесь к своему чаду, оглядитесь по сторонам – не чувствует ли он угрозу своей безопасности. Например, к вам в магазине мог подойти какой-нибудь бородатый дядька. Или  малыша испугала громкая музыка. Или он обернулся в песочнице и не увидел вас на прежнем месте. Тогда его плач может успокоить всего-навсего ваше присутствие. Возьмите его на ручки или обнимите и подержите в объятиях до тех пор, пока он не успокоится.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Может быть, ваш ребенок голоден, устал, хочет пить или спать, ему жарко или холодно, захотел в туалет, или ему вдруг стало больно. Тогда плач пройдет при устранении причины. Важно учить ребенка опознавать самому свои физиологические потребности. Для этого с самого раннего возраста озвучиваем их. Например, «Ты устал и хочешь спать», «Похоже, ты проголодался» и т. д. Со временем малыш и сам будет их распознавать и говорить вам об этом.

k2.jpg

ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ. Наверное, наиболее ярким признаком того, что вашему чаду нужно внимание, будут ваши ощущения. Прислушайтесь к себе во время капризы ребенка. Наверняка вы почувствуете РАЗДРАЖЕНИЕ. Ну а дальше все просто – сразу же дайте ребенку внимание (если будете откладывать это, то можете получить «хорошую» истерику). Как можно дать внимание? Иногда бывает достаточно сказать «Я тебя слышу, сейчас договорю по телефону и обязательно поиграю с тобой». Кому-то важен телесный контакт – намывая посуду, можно не глядя на ребенка погладить его по спинке или головке. Если у ребенка «хроническая» нехватка внимания, то хорошо помогает следующее упражнение – каждый день в течение 15-30 минут в день уделять внимание только ему. Играть в игрушки, читать книжки, смотреть мультики, активно интересуясь и пытаясь «присоединиться» к ребенку душой и телом.  

Возможно, капризы вашего малыша связаны с ВАШИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ.k3.jpg

Конечно, многие из нас хотели бы иметь спокойного, удобного ребенка, который не причинял бы много хлопот, беспрекословно выполнял все наши указания и дарил бы только положительные эмоции. ЗАБУДЬТЕ ОБ ЭТОЙ МЕЧТЕ! Ребенок должен проходить разные этапы взросления, он должен ошибаться, баловаться, плакать, злиться, а наша задача – быть его проводниками во взрослый мир. Принимать все его эмоции и чувства, учить с ними обходиться, помогать развиваться физически и учить налаживать контакт с детьми и взрослыми. И конечно странно требовать от годовалого малыша спокойно сидеть на диване, разглядывая книжку, а от пятилетнего сорванца ожидать спокойного поведения в аквапарке. Да, конечно, бывает очень сложно удержать ребенка от опасных вещей, к которым как магнитом тянет юных исследователей. Но, например, с маленькими детьми очень помогает метод отвлечения на что-то другое.

Ну и конечно, ребенок может устраивать капризы при ОТСУТСТВИИ В ЕГО ЖИЗНИ ПРАВИЛ И ГРАНИЦ. Ну, просто потому, что жить в таком мире ребенку небезопасно. Сюда относятся и разногласия в моментах воспитании взрослых; и непонятки – когда что-то то можно, то нельзя; и неопределенность границ режима и многое другое. Посмотрите на жизнь с ребенком как бы со стороны и попробуйте отследить – все ли у вас в порядке с границами.

Ну как? Удалось ли немного поразбираться в этой теме? Конечно, это не все причины «плохого» поведения ребенка, но, наверное, одни из наиболее частых. Ну а если по-прежнему не удается понять своего малыша, то на помощь вам может прийти детский психолог. Удачи вам в воспитании ваших чудесных малышей!

Педагог-психолог детского сада, специалист по детско-родительским отношениям Екатерина Калинчук.