Конспект

познавательного досуга для детей среднего дошкольного возраста

"По грибы, по ягоды"

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: познакомить с названиями, внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов и ягод; учить сравнивать ягоды (грибы) по цвету, размеру; учить быть осторожными с неизвестными ягодами и грибами; развивать внимание, память; воспитывать бережное отношение к природе; поддерживать интерес к русскому фольклору.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, просмотре мультфильма; проявляет интерес к участию в подвижных играх; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал и оборудование:

  • Аудиозаписи: «Голоса птиц – сорока», «Звуки леса», «Звуки природы. Голоса птиц и шум ветра», «Песенка о лете»
  • Мультфильм «Гриб-теремок» (по сказке В.Сутеева «Под грибом»)
  • Корзинка для ягод и грибов
  • Письмо «от Ежа»
  • Картинки «Дети собирают ягоды», «Дети собирают грибы»
  • Игровые поля: лес и сад
  • Плоскостные изображения ягод и деревьев
  • Банки для «варенья»
  • Муляжи ягод и грибов
  • Материал для фланелеграфа – набор «На лужайке»
  • Игрушка «Ёжик»
  • Маска медведя
  • Ведёрко для мусора, «мусор» (фантики, бумага, пакеты, бутылочки из-под йогурта)

Содержание организованной деятельности детей

В.: Ребята! Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.

Солнце, здравствуй!

Небо, здравствуй!

Травы, здравствуйте!

Цветы, здравствуйте!

Птицы, здравствуйте!

Насекомые, здравствуйте!

Все-все-все, здравствуйте!

Природа полна тайн, чудес и загадок. Сегодня случилось одно из таких чудес. Лесная птица-почтальон прилетала к нам. Послушайте ещё слышен её голос.

/аудиозапись «Голоса птиц – сорока»/

Узнали её? Я вам подскажу, отгадайте загадку:

У неё нарядный вид.

Громче всех в лесу кричит.

Чернохвоста, белобока,

А зовут её… (сорока)

Она принесла нам письмо /воспитатель показывает конверт/ с лесной опушки от Ежа:

«Дорогие ребята! Приезжайте ко мне в лес! Летом в лесу так красиво и интересно! Очень жду вас в гости. Ёжик»

Ещё ёжик прислал нам фотографии детей, которые уже побывали этим летом в лесу.

Беседа по картинкам

«Дети собирают грибы», «Дети собирают ягоды»

В.: Хотите ли вы отправиться в лес? Что нужно взять с собой, чтобы собирать ягоды и грибы?(лукошко, корзинку, кузовок)

Мы поедем на электропоезде. Занимайте места в вагоне. Осторожно, двери закрываются!

/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/

В.: Станция «Луговая»!

Оглянитесь вокруг: что вы видите на лужайке? (растут цветы, летают бабочки и пчёлы, поют птицы)

/во время беседы дети выкладывают на фланелеграфе композицию «На лужайке»/

В.: Давайте поиграем на лугу.

Физкультминутка «По тропинке луговой»

                        По тропинке луговой           ходьба на месте

                        Ползают жучки за мной.

                        Вот кузнечик скачет,           прыжки на двух ногах

                        Как зелёный мячик.

                        А бабочки-красавицы         дети кружатся, взмахивая

                        Летают и всем нравятся.         руками, как крыльями

В.: Отправляемся дальше. Осторожно, двери закрываются!

/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/

В.: Станция «Садовая»!

Взгляните на зелёный сад,

Красивый и опрятный.

Как чуден ягод аромат,

И сильный, и приятный!

Д/и «Что где растёт?»

/два игровых поля: сад и лес; карточки с изображением ягод/

Перед нами сад, вдалеке виднеется лес. Ягоды  перепутались, перемешались. Давайте поможем им найти своё место.

/дети рассказывают стихи про садовые ягоды/

Д/и «Варим варенье»

/две «банки» и изображения вишен и клубники/

В.: Садовник собрал богатый урожай вишен и клубники. Можно приготовить варенье или сварить компот. Для этого нужно в баночку, в которой лежит вишенка, сложить вишни, а в другую – клубнику.

Какие вы молодцы! Славно потрудились, не напрасно. Ведь не зря в народе говорят: «Что летом ни уродится, всё зимой сгодится».

Пора  в путь! Осторожно, двери закрываются!

/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/

В.: Станция «Лесная»!

Богатырь стоит, богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку  - орешком,

Толю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

Куда мы приехали? Что это за богатырь? (лес) В лесу мы гости, поэтому важно не нарушать покой лесных жителей, соблюдать правила поведения в лесу. Чего нельзя здесь делать? (шуметь, кричать, сорить) Послушайте, как поют птицы!

/ аудиозапись  «Звуки леса»/

Д/и «Что лишнее в лесу?»

Посмотрите, как красиво вокруг! Но мне кажется, что-то лишнее в лесу – то, чего здесь быть не должно. Что это? (мусор: фантики,  бумага, пакеты, бутылочки из-под йогурта)

/дети собирают мусор в ведёрко/

Физкультминутка «Мы по лесу шли-шли-шли»

Мы по лесу шли-шли-шли,

Ягодку нашли.

В кузовок положили

И дальше пошли.

/дети отгадывают загадки, собирают «ягоды»/

***

Стоит Яшка

В красной рубашке.

Кто мимо пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (Земляника)

***

Красненькая Матрёшка,

Беленькое сердечко. (Малина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина).

***

Чёрненька, маленька, сладенька,

Ребятам миленька. (Черника)

Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

***

Что за бусинка во мху на стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут, сразу станет кисло. (Клюква)

Беседа о ягодах

Как называется ягода, похожая на клюкву, такая же красная и гладенькая? (брусника)

Какая лесная ягода похожа на малину? (ежевика) Чем они различаются? (малина красная, а ежевика чёрная)

У кустов малиновых стебли в небо рвутся,

Стебли ежевики слабые и гнутся.

В.: Внимание, ядовитые ягоды!

/демонстрация фотографий: вороний глаз, волчье лыко, красная бузина, ландыш/

Растёт в лесах на стебле один цветок, после вызревает чёрная ягода, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё  название. Всё растение ядовито: и ягода, и листья, и стебель, и корень.

Очень зло глядит на вас

Из травы « вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник. Листья растения продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину.

Ягоды овально-красные

Хоть и красивы, но опасны!

Растенье очень ядовито,

Не зря зовётся - волчье лыко!

Этот ветвистый ядовитый кустарник с серовато-бурой корой называется бузина. Ягоды бузины красные с желтоватыми морщинистыми косточками.

У неё кусты высоки, густы,

Ствол и ветки трубкой, очень хрупкой

Ягоды красны, да не вкусны.

Все знают душистый весенний цветок – ландыш. Летом на месте цветов появляются манящие красные ягоды, как бусины. Кушать их нельзя: они ядовиты!

К счастью, в нашем лесу нет таких ягод. Но если где-то встретимся с ними, то ни в коем случае не будем не только кушать, но и трогать  их или срывать!

Физкультминутка «Мы по лесу шли-шли-шли»

Мы по лесу шли-шли-шли

И грибок нашли.

В кузовок положили

И дальше пошли.

Рассматривание грибов, беседа о них

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? (подосиновик) Какой под березкой? (подберёзовик) А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Что это за дружные ребята? (опята) На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор. Ещё один ядовитый гриб вырос в нашем лесу. Как он называется? (бледная поганка)

В.: Посмотрите, у  нас полное лукошко. Правильно говорит пословица: «Клади по ягодке-грибочку – соберёшь полный кузовок». Теперь можно и поиграть.

П/и «У медведя во бору»

/выбирается медведь, который «живёт» за чертой, в лесу. Дети идут в лес за грибами и ягодами и напевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

«Медведь» потягивается, выходит из берлоги, рычит и догоняет детей. Пойманный становится медведем/

В.: От медведя убегали и немножечко устали. Давайте присядем на пенёчки.

Релаксация

/ аудиозапись «Звуки природы. Голоса птиц и шум ветра»/

Будто мы лежим на травке,

На зелёной на муравке.

Реснички опускаются –

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

В.: Ой, прислушайтесь! Слышите тихий топот маленьких ножек?

Маленький ёжик,

Четверо ножек,

На спине грибок несёт,

Тихо песенку поёт:

«Туфты, туфты, туфты, туф,

Самый сильный я в лесу,

На спине грибок несу!»

Вот он, гостеприимный хозяин – Ёжик! /воспитатель подводит детей к пенёчку, на котором «сидит» ёж/  Ёжик очень рад гостям, тем более что мы хорошо вели себя в лесу. Он хочет напомнить нам простое правило – главный лесной секрет  (для этого Ёжик и пригласил нас):

Никогда не ешьте

Незнакомых ягод…

И грибы - поганки

В рот тащить не надо:

Голова закружится,

Заболит живот,

И от отравления

Доктор не спасёт…

Ребята, подарим наше лукошко с грибами и ягодами Ёжику? /да/ Он тоже приготовил нам гостинцы и подарки: вкусные шоколадные грибочки и чудесный мультфильм «Гриб-теремок». Давайте поблагодарим Ёжика, скажем ему «спасибо» /спасибо!/

Ну что ж, пора возвращаться в детский сад – смотреть мультфильм. Занимайте места в вагоне. Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – станция «Городская».

/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/

Просмотр мультфильма

Рефлексия:

 - Чем мы сегодня занимались?

 - Что вам понравилось больше всего?