Конспект
познавательного досуга для детей среднего дошкольного возраста
"По грибы, по ягоды"
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: познакомить с названиями, внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов и ягод; учить сравнивать ягоды (грибы) по цвету, размеру; учить быть осторожными с неизвестными ягодами и грибами; развивать внимание, память; воспитывать бережное отношение к природе; поддерживать интерес к русскому фольклору.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок, просмотре мультфильма; проявляет интерес к участию в подвижных играх; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал и оборудование:
- Аудиозаписи: «Голоса птиц – сорока», «Звуки леса», «Звуки природы. Голоса птиц и шум ветра», «Песенка о лете»
- Мультфильм «Гриб-теремок» (по сказке В.Сутеева «Под грибом»)
- Корзинка для ягод и грибов
- Письмо «от Ежа»
- Картинки «Дети собирают ягоды», «Дети собирают грибы»
- Игровые поля: лес и сад
- Плоскостные изображения ягод и деревьев
- Банки для «варенья»
- Муляжи ягод и грибов
- Материал для фланелеграфа – набор «На лужайке»
- Игрушка «Ёжик»
- Маска медведя
- Ведёрко для мусора, «мусор» (фантики, бумага, пакеты, бутылочки из-под йогурта)
Содержание организованной деятельности детей
В.: Ребята! Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.
Солнце, здравствуй!
Небо, здравствуй!
Травы, здравствуйте!
Цветы, здравствуйте!
Птицы, здравствуйте!
Насекомые, здравствуйте!
Все-все-все, здравствуйте!
Природа полна тайн, чудес и загадок. Сегодня случилось одно из таких чудес. Лесная птица-почтальон прилетала к нам. Послушайте ещё слышен её голос.
/аудиозапись «Голоса птиц – сорока»/
Узнали её? Я вам подскажу, отгадайте загадку:
У неё нарядный вид.
Громче всех в лесу кричит.
Чернохвоста, белобока,
А зовут её… (сорока)
Она принесла нам письмо /воспитатель показывает конверт/ с лесной опушки от Ежа:
«Дорогие ребята! Приезжайте ко мне в лес! Летом в лесу так красиво и интересно! Очень жду вас в гости. Ёжик»
Ещё ёжик прислал нам фотографии детей, которые уже побывали этим летом в лесу.
Беседа по картинкам
«Дети собирают грибы», «Дети собирают ягоды»
В.: Хотите ли вы отправиться в лес? Что нужно взять с собой, чтобы собирать ягоды и грибы?(лукошко, корзинку, кузовок)
Мы поедем на электропоезде. Занимайте места в вагоне. Осторожно, двери закрываются!
/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/
В.: Станция «Луговая»!
Оглянитесь вокруг: что вы видите на лужайке? (растут цветы, летают бабочки и пчёлы, поют птицы)
/во время беседы дети выкладывают на фланелеграфе композицию «На лужайке»/
В.: Давайте поиграем на лугу.
Физкультминутка «По тропинке луговой»
По тропинке луговой ходьба на месте
Ползают жучки за мной.
Вот кузнечик скачет, прыжки на двух ногах
Как зелёный мячик.
А бабочки-красавицы дети кружатся, взмахивая
Летают и всем нравятся. руками, как крыльями
В.: Отправляемся дальше. Осторожно, двери закрываются!
/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/
В.: Станция «Садовая»!
Взгляните на зелёный сад,
Красивый и опрятный.
Как чуден ягод аромат,
И сильный, и приятный!
Д/и «Что где растёт?»
/два игровых поля: сад и лес; карточки с изображением ягод/
Перед нами сад, вдалеке виднеется лес. Ягоды перепутались, перемешались. Давайте поможем им найти своё место.
/дети рассказывают стихи про садовые ягоды/
Д/и «Варим варенье»
/две «банки» и изображения вишен и клубники/
В.: Садовник собрал богатый урожай вишен и клубники. Можно приготовить варенье или сварить компот. Для этого нужно в баночку, в которой лежит вишенка, сложить вишни, а в другую – клубнику.
Какие вы молодцы! Славно потрудились, не напрасно. Ведь не зря в народе говорят: «Что летом ни уродится, всё зимой сгодится».
Пора в путь! Осторожно, двери закрываются!
/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/
В.: Станция «Лесная»!
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку - орешком,
Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
Куда мы приехали? Что это за богатырь? (лес) В лесу мы гости, поэтому важно не нарушать покой лесных жителей, соблюдать правила поведения в лесу. Чего нельзя здесь делать? (шуметь, кричать, сорить) Послушайте, как поют птицы!
/ аудиозапись «Звуки леса»/
Д/и «Что лишнее в лесу?»
Посмотрите, как красиво вокруг! Но мне кажется, что-то лишнее в лесу – то, чего здесь быть не должно. Что это? (мусор: фантики, бумага, пакеты, бутылочки из-под йогурта)
/дети собирают мусор в ведёрко/
Физкультминутка «Мы по лесу шли-шли-шли»
Мы по лесу шли-шли-шли,
Ягодку нашли.
В кузовок положили
И дальше пошли.
/дети отгадывают загадки, собирают «ягоды»/
***
Стоит Яшка
В красной рубашке.
Кто мимо пройдёт,
Всяк поклон отдаёт. (Земляника)
***
Красненькая Матрёшка,
Беленькое сердечко. (Малина)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи. (Малина).
***
Чёрненька, маленька, сладенька,
Ребятам миленька. (Черника)
Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
***
Что за бусинка во мху на стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут, сразу станет кисло. (Клюква)
Беседа о ягодах
Как называется ягода, похожая на клюкву, такая же красная и гладенькая? (брусника)
Какая лесная ягода похожа на малину? (ежевика) Чем они различаются? (малина красная, а ежевика чёрная)
У кустов малиновых стебли в небо рвутся,
Стебли ежевики слабые и гнутся.
В.: Внимание, ядовитые ягоды!
/демонстрация фотографий: вороний глаз, волчье лыко, красная бузина, ландыш/
Растёт в лесах на стебле один цветок, после вызревает чёрная ягода, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение ядовито: и ягода, и листья, и стебель, и корень.
Очень зло глядит на вас
Из травы « вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник. Листья растения продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину.
Ягоды овально-красные
Хоть и красивы, но опасны!
Растенье очень ядовито,
Не зря зовётся - волчье лыко!
Этот ветвистый ядовитый кустарник с серовато-бурой корой называется бузина. Ягоды бузины красные с желтоватыми морщинистыми косточками.
У неё кусты высоки, густы,
Ствол и ветки трубкой, очень хрупкой
Ягоды красны, да не вкусны.
Все знают душистый весенний цветок – ландыш. Летом на месте цветов появляются манящие красные ягоды, как бусины. Кушать их нельзя: они ядовиты!
К счастью, в нашем лесу нет таких ягод. Но если где-то встретимся с ними, то ни в коем случае не будем не только кушать, но и трогать их или срывать!
Физкультминутка «Мы по лесу шли-шли-шли»
Мы по лесу шли-шли-шли
И грибок нашли.
В кузовок положили
И дальше пошли.
Рассматривание грибов, беседа о них
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? (подосиновик) Какой под березкой? (подберёзовик) А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Что это за дружные ребята? (опята) На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор. Ещё один ядовитый гриб вырос в нашем лесу. Как он называется? (бледная поганка)
В.: Посмотрите, у нас полное лукошко. Правильно говорит пословица: «Клади по ягодке-грибочку – соберёшь полный кузовок». Теперь можно и поиграть.
П/и «У медведя во бору»
/выбирается медведь, который «живёт» за чертой, в лесу. Дети идут в лес за грибами и ягодами и напевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!
«Медведь» потягивается, выходит из берлоги, рычит и догоняет детей. Пойманный становится медведем/
В.: От медведя убегали и немножечко устали. Давайте присядем на пенёчки.
Релаксация
/ аудиозапись «Звуки природы. Голоса птиц и шум ветра»/
Будто мы лежим на травке,
На зелёной на муравке.
Реснички опускаются –
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
В.: Ой, прислушайтесь! Слышите тихий топот маленьких ножек?
Маленький ёжик,
Четверо ножек,
На спине грибок несёт,
Тихо песенку поёт:
«Туфты, туфты, туфты, туф,
Самый сильный я в лесу,
На спине грибок несу!»
Вот он, гостеприимный хозяин – Ёжик! /воспитатель подводит детей к пенёчку, на котором «сидит» ёж/ Ёжик очень рад гостям, тем более что мы хорошо вели себя в лесу. Он хочет напомнить нам простое правило – главный лесной секрет (для этого Ёжик и пригласил нас):
Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт…
Ребята, подарим наше лукошко с грибами и ягодами Ёжику? /да/ Он тоже приготовил нам гостинцы и подарки: вкусные шоколадные грибочки и чудесный мультфильм «Гриб-теремок». Давайте поблагодарим Ёжика, скажем ему «спасибо» /спасибо!/
Ну что ж, пора возвращаться в детский сад – смотреть мультфильм. Занимайте места в вагоне. Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – станция «Городская».
/под музыку «Песенки о лете» дети имитируют движение поезда/
Просмотр мультфильма
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?