Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

 

Согласовано
на педагогическом совете
Протокол №1
от «22» сентября 2016г 
 Утверждаю
Заведующий детским садом
№ 48 ОАО "РЖД"
__________________Н.А.Зиневич

 

 

 

ПРОГРАММА
кружковой работы
"Песочная иллюзия"

Срок реализации: 1 год

 

 

 

  

 

Воспитатель
Бурлакова Ирина Владимировна

 

г. Рязань, 2016 г.

 


 

Содержание

 1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность
1.2. Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1.5. Основные направления программы

2. Содержание программы

2.1. Блок «Общение»
2.2. Блок «Познание»
2.3. Блок «Чувства, эмоции»

3. Условия реализации программы

3.1. Материально-техническое обеспечение

4. Список литературы

 


  

1. Пояснительная записка

Психолого-педагогические ресурсы рисования с детьми песком.

1.1. Актуальность.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.

Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная анимация. Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

1.2. Новизна, педагогическая целесообразность: 

Развитие творчества и пространственного воображения дошкольников, используя сочетание песочной технологии и оптической визуализации, дает преимущественные аспекты: развитие, искусство, польза и удовольствие.

  • Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известна с древних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжаться этот процесс может неопределенно долго. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая таким образом дополнительный акцент на тактильную чувствительность. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
  • Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.

Программа является развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в Детском саду №48 ОАО «РЖД» основной образовательной программы частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №48 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» «Путь к познанию».

 

2. Цели и задачи программы:

Цели:

Знакомство с необычной техникой рисования – рисованием песком.

Формирование психологического здоровья детей;

Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.

Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.

Основные задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);
  2. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);

Обучающие:

  • обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
  • учить выражать свою любовь;
  • обучать рефлексивным умениям.
  • учить выстраивать композиции на песке.
  • закреплять представление об окружающем мире.
  • овладеть техникой песочного рисования.
  • обучать основам цвето- и свето-видения.
  • знакомить с принципами анимации.

Развивающие:

  • развивать зрительно-пространственное воображение.
  • развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • развивать у детей интеллектуальные способности.
  • развивать творческие способности воспитанников.
  • развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
  • развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
  • развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
  • воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
  • воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
  • воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.
  • воспитывать эстетический и художественный вкус.
  • корректировать нежелательные черты характера и поведения.

3. Принципы и подходы к формированию программы

Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.

Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.

Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

4. Планируемые результаты освоения программы

  • использование светового стола и песка для создания изображений;
  • освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
  • умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • освоение приемов и навыков симметричного рисования;
  • умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке).

1.5.Основные направления программы

Игровая деятельность

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

  • снизить уровень нервно – психического напряжения;
  • способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать зрительно – моторную координацию; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

  • развивать точность понимания речи;
  • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
  • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
  • используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
  • пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

5. Содержание программы

Содержание программы рассчитано на возрастные группы 5-6, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим особенностям детей.

В каждой из возрастных групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий.

Программа реализуется посредством трех блоков. Каждый блок имеет цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.

Режим занятий.

Занятия проводятся один раз в неделю по 25-30минут для каждой возрастной группы соответственно (5-6 лет, 6-7лет), во вторую половину дня, с подгруппой детей.

Срок реализации программы – 1 учебный год.

(Содержание программы представлено 3 блоками)

2. Содержание

2.1 БЛОК «ОБЩЕНИЕ»

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, а также формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Цель: эмоционально-личностное развитие.

Блок включает три вида занятий:

  • Игра с песком — в групповой песочнице.
  • Рисование песком на специальных световых столах.
  • Рисование цветным песком на картоне.
  • Рисование песком с использованием акриловых зеркал.

Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и
других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, способность
саморегуляции и адаптации в новых условиях.

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:

  1. развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессов саморегуляции;
  2. развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
  3. тренировка мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации;
  4. гармонизация психоэмоционального состояния;
  5. формирование установки на положительное отношение к себе.

Календарно-перспективное планирование

Месяц

Тема

Содержание

Кол-во часов

сентябрь

Волшебная страна

Ознакомление детей  со средством рисования песком (световой стол, песок.)

1

сентябрь

Песочная феерия

Ознакомление  с приёмами рисования песком

1

сентябрь

Волшебная страна Зазеркалье.

Ознакомление  с акриловым зеркалом и приемами симметричного рисования на песке.

1

сентябрь

Видимо-невидимо

Ознакомление  с приёмами работы с песком как художественным материалом

1

октябрь

Солнышко из страны Зазеркалье.

Рисование солнышка цветным песком с использованием акрилового зеркала приемом насыпания щепоткой на световом планшете. (вертикальная симметрия)

1

октябрь

Радуга песка

Превращение белого песка во все цвета радуги

1

октябрь

Магия песка

Арт-курс по рисованию песком

1

октябрь

Песочный мир

Построение в педагогической песочнице «песочного города»

1

ноябрь

Волшебные тропинки и дорожки в стране Зазеркалье.

Симметричное рисование прямых и волнистых линий двумя руками одновременно на песке (прием рисования одним пальцем и всеми пальцами рук)

1

ноябрь

Сказочный дворец

Ознакомление  с приёмами создания фона (наброс и  насыпание)

1

ноябрь

Мир синего и белого цвета.

Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений, использование при этом только два цвета песка: синий, белый: задумчивость восторг, волнение, ощущение,

волшебства тайны).

1

ноябрь

Теремок из сказочной страны Зазеркалье.

Рисование сказочного домика цветным песком приемом насыпания щепоткой с использованием аккрилового зеркала на световом планшете. (вертикальная симметрия)

1

декабрь

Что такое открытое пространство?

Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах картона.

Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы – радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя.

1

декабрь

Страна чудес в которой мы живём.

1

декабрь

Море в стране Зазеркалье.

Симметричное рисование морских волн двумя руками одновременно на световом планшете с голубым песком и использованием щеточек для песка.

1

 

 2.2  БЛОК «Познание»

Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Цель:  развитие познавательной активности.

Данный блок  включает три вида занятий:

  1. Метод рисования цветным песком.

Технологии работы:

  • с цветным песком и клеем;
  • с акриловым зеркалом;
  • с использованием дополнительных художественных материалов;
  • динамическое рисование цветным песком.
  1. Технология рисования песком на световом столе.
  2. Методы работы с песком

Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей рисованием песком является:

  1. развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений,
  2. развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации и сенсорной сферы;
  3. гармонизация психоэмоционального состояния;
  4. развитие воображения и зрительного восприятия.

Календарно-перспективное планирование

Месяц

Тема

Содержание

Кол-во часов

январь

Удивительный мир

Рисование на световом столе таких элементов как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, гор. Создание песочной картины

1

январь

Рельсы для паровозика из страны Зазеркалье

Знакомство с горозонтальной симметрией в рисунке. Рисование рельсов для паровозика с использованием акрилового зеркала на белом песке.

1

январь

Однажды в новый год…

Создание картины из двух персонажей. Рисование на подносе и на световом столе

1

январь

Белый снег на крыше

Рисование дома  зимой, на световом столе

1

январь

Добрый жук из страны Зазеркалье

Рисование жука с использованием акрилового зеркала цветным песком (вертикальная симметрия) на прозрачном подносе, используя прием насыпания песка щепоткой.

1

февраль

Сам себе режиссёр

Песочная анимация. Создание онлайн фильма.

Обучение рисованию сказочных героев, ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.

1

февраль

Сказочные герои у нас в гостях

1

1

февраль

Транспорт

Рисование цветным песком на картоне          (с использованием клея).

1

февраль

Город геометрических фигур в стране Зазеркалье.

Рисование на белом песке на световом планшете геометрических фигур с использованием акрилового зеркала. (прием рисования одним пальцем, расчищение)

1

 

2.3  БЛОК «Чувства, эмоции»

Цель: развитие коммуникативной составляющей. Программа направлена на изучение своих эмоций, эмоций других людей, навыков конструктивного общения, жизненных ценностей. Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.

Основные задачи:

  1. развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессовсаморегуляции;
  2. развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
  3. развитие мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации;
  4. гармонизация психоэмоционального состояния;
  5. формирование установки на положительное отношение к себе;
  6. развитие воображения и зрительного восприятия.

Календарно-перспективное планирование

Месяц

Тема

Содержание

Кол-во часов

март

Весенние цветы для мамы

Рисование цветным песком «весенние цветы» на подносах, групповая работа.

1

март

В гости к нам весна пришла

Весенняя сказка. Рисование на световых столах.

1

март

Бабочка из страны Зазеркалье

Рисование цветным песком приемом насыпания щепоткой на световом планшете бабочки с использованием акрилового зеркала. (вертикальная симметрия)

2

апрель

Солнечный день

Рисование солнца: «Световой стол, цветной песок». Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками), для  создания однотипных изображений.

1

апрель

Маленькие творцы

Просмотр созданных работ

1

апрель

Весна в стране Зазеркалье

(свободная тема)

Самостоятельная художественная деятельность. Рисование пейзажа цветным песком приемом насыпания щепоткой на световом планшете с использованием акрилового зеркала. (вертикальная симметрия)

2

май

Песочная фантазия

Создание собственного мультфильма из цветного песка на прозрачном подносе.

 Понятия «сценарий» анимационного ролика.

Разработка персонажей.

1 этап.

Рисование вымышленных персонажей на альбомных листах, цветными карандашами.

2 этап.

Рисование персонажей цветным песком на подносах.

4

 

Формы подведения итогов:

  • организация ежемесячных фотовыставок детских работ для родителей;
  • тематические представления в ДОУ;
  • видеоотчёты;
  • проведение для родителей мастер-классов с участием детей.

Условия реализации программы

3.1 Материально-техническое обеспечение

В детском саду №48 ОАО «РЖД» созданы условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей: имеется экологический кабинет, с оборудованием для арт-терапии «Волшебный песок»

Наименование

Кол-во

Интерактивная доска

1шт.

Видеокамера

1шт.

Световой стол

6 шт.

штатив

1шт.

Ящик с песком

1шт.

Набор игрушек

3шт.

Цветной песок

15цветов по 1 кг.

Песок для рисования на св. столе

10 кг

Наборы декоративных камней, бусины, ракушки

 

Акриловые зеркала

8шт.

Набор инструментов для рисования на песке

1шт.

Пластиковые колпачки для рисования песком

8шт.

Аудиодиски  записей  звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).

 

 

 

Рекомендательный список материалов

Вот список книг, статей из периодических изданий и сборников за, а также доступные ресурсы и публикации в интернете, который расширит знания об истории, современном состоянии, технологиях sand-art, песочной графике, песочной анимации, песочной терапии.

Книги

  1. Баряева, Л. Б. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 52 с.
  2. Баряева, Л. Б., Игры-занятия с природным и рукотворным материалом / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина. – СПб: Союз, 2005. – 103 с. – (Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»).
  3. Гранина, И. В. Песочная терапия в психотерапии / И. В. Гранина. – Екатеринбург, 2002. – 65 с.
  4. Дикмани, X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / X. Дикмани ; под общ. ред. В. В. Зеленского. – СПб. : Академический проект, 2000. – 168 с.
  5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста : конспекты занятий : картотека игр / О. Ю. Епанчинцева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 77 с.
  6. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптир. пер. с англ.] – М.: ИНТ, 2010. – 94 с.: ил.
  7. Зеленцова-Пешкова, Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста / Н. В. Зеленцова- Пешкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 91 с.
  8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2015. - 252 с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб. : Речь, 2002. - 217 с. : табл. - (Креативная терапия).
  10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии) : Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб. : Златоуст, 1998. - 349 с. : ил. - (Ребенок и взрослый XXI века).
  11. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д., Зинкевич- Евстегнеева, Т. М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 с.
  12. Кузуб Н.В. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений / Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. – СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
  13. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками / Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
  14. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 64 с.
  15. Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. - СПб. : Речь, 2008. - 176 с.
  16. Скавитина, А. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) – дверь в королевство детства / А. Скавитина. – М., 2001. – 98 с.

Статьи и публикации

  1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. –№3. – С. 46-49.
  2. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2006. - №12. – С. 34-36.
  3. Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 61-64.
  4. Бережная, Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего школьного возраста / Н.Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – С. 56-59.
  5. Бондарцева, С.Н. Домик развития можно строить на песке / С.Н. Бондарцева // Педагогический вестник. – 2006. - №3. – С. 5.
  6. Барвинская, И. С. Теоретические основы песочной терапии в оказании психологической помощи детям / И. С. Барвинская // Педагогика и психология XXI века. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 4 апр. 2011 г. [г. Армавир] / М-во образования и науки РФ, Армав. гос. пед. академия, Психол.-пед. фак., Каф. соц., спец. педагогики и психологии. - Армавир : АГПА, 2011. - С. 177-179.

Веблиография: ресурсы и публикации в интернете

«Вне времени»: Международная передвижная выставка песочной графики URL: http://internationalsandart.com/; http://vk.com/sand_art_vne_vremeni

Sand art. URL: http://www.sandpictures.ru/who.html

Алексеева М. Песочная терапия Sandplay – сквозь пространство и время / URL: http://www.maap.ru/library/book/257/

Андреева В. Песочная терапия - когда «Ребенок» спасает «Взрослого» (Обращение к Архетипу ребенка)/ URL: http://www.maap.ru/library/book/29/

Базыкина, М. Кино про лето / М. Базыкина, И. Завьялова // Дошкольное образование - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 41-43. URL: http://dob.1september.ru/dobarchive.php

Бросова Т. В.Песочная терапия – один из методов арт- терапии // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – Вып. № 3 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pesochnaya-terapiya-odiniz-metodov-art-terapii

Виноградов С. Песком по стеклу // Русский мир.ru. 2012. Октябрь. URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99828/

Рисунки и картины из песка, песочная анимация, история песочного шоу. URL: http://sandtime.ru/ru/

Мастера песочной анимации. URL:  http://tvkultura.ru/article/show/article_id/26065/

Песочная анимация. Резеда Ахметова. URL:  http://sand.art-rezeda.ru/

Песочное искусство Калвина Зиберта. URL: http://felbert.livejournal.com/3444077.html

Песочное искусство (Эндрю Клеменс). URL:  http://secrets-world.com/photo/1746-pesochnoeiskusstvo.html

Пименова Л.А. Использование песочной анимации с дошкольниками с ЗПР. URL:  http://nsportal.ru/detskiysad/risovanie/2013/01/27/ispolzovanie-pesochnoyanimatsii-s-sdoshkolnikami-s-zpr 

Платонова Ю. В. Инновационный метод - песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnayapedagogika/2015/12/17/innovatsionnyy-metodpesochnaya-terapiya-v-rabot-0

Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) – дверь в королевство детства. URL: http://www.maap.ru/library/book/146/

Трофимова Г.Р. Песочная анимация в работе с детьми раннего возраста. URL: http://nsportal.ru/detskiisad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/10/03/pesochnayaanimatsiya-v-rabote-s-detmi-rannego

Усова И.В. Рисование песком на стекле – одна из форм работы песочной арт-терапии. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/04/risovaniepeskom-na-stekle-odna-iz-form-raboty-pesochnoy-artterapii

Российская Ассоциация юнгианской песочной терапии. URL: http://sandtherapy.org/

Песочная терапия для взрослых и детей. URL: http://sashadenisova.com/uslugi/pesochnaya-terapiya

Дмитришена Н. Волшебный эффект песочной анимации. URL: http://racurs.ua/273-pesochnajaanimacija

Замарина В. Песочная анимация. URL: http://samopoznanie.ru/articles/pesochnaya_animaciya/

Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптир. пер. с англ.] – М.: ИНТ, 2010 – 94 с.: ил. URL: http://strezhpsyche.at.ua/knihi/pishem_i_risuem_na_peskennm-club.ru-2.pdf

Кормушина Н. Г. Интегративные функции песочной арт-терапии в работе со старшими подростками // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnye-funktsiipesochnoy-art-terapii-v-rabote-so-starshimi-podrostkami

Кунжигитова, Г.Б. Песочная анимация и другие виды анимации как способ изображения на поверхности, в объеме их использование в образовательном процессе / Г. Б. Кунжигитова, Е. С. Рахымбердиев. URL: http://aspirans.com/pesochnaya-animatsii-i-drugie-vidyanimatsii-kak-sposob-izobrazheniya-na-poverkhnosti-vobeme-ikh-is#/

Логинова О. И. Метод «Песочная терапия» в психологическом консультировании. URL: http://olga2901l.narod.ru/sandplya.html