Развитие правого полушария головного мозга у детей.

Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине  души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы…  хоть чуть-чуть!

Известно,  человеческий мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за нашу речь, способность к чтению и письму, с помощью него мы запоминаем даты и числа, математические символы. Правое полушарие  обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески и позволяет решать проблему целиком, интуитивно, не раскладывая на этапы. Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! 

Американский нейропсихолог Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премии за свои работы, как раз занимался исследованиями мозга. Он открыл, что каждое полушарие головного мозга работает как самостоятельный мозг. То есть предложенную человеку задачу решает либо левое полушарие, либо правое.  Таким образом, если левое полушарие с его аналитическим мышлением отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию детей проводится не для того, чтобы они стали выдающимися художниками (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы они могли стать гармонично развитыми личностями, чтобы могли раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.

Дети изначально правополушарны. Они воспринимают мир таким, какой он есть – ярким, красочным и интересным, поэтому они такие фантазеры и мечтатели. И уже позже у ребенка развивается аналитическое мышление. Дети раскладывают все на части, изучают буквы и цифры. Традиционная школьная система также больше ориентирована на развитие левого полушария – дети читают учебники, пишут в тетрадках, составляют таблицы и графики. Поэтому, чтобы правое полушарие «не скучало», ему можно предложить разнообразные творческие задания и упражнения.

Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария.

Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

Рисование на цветной бумаге. Предлагайте ребенку несколько разноцветных листов, малыш сам должен выбрать, на каком фоне он хочет порисовать. Сам процесс выбора цветного листа уже будоражит воображение, активирует работу с образами и ассоциациями, т.е. «включает» правое полушарие.

Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для  левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

Выполняя упражнения, мы развиваем у детей правое полушарие мозга, блокируя работу левого полушария. Правое полушарие становится активным и  остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления.

Для синхронной работа правого и левого полушария эффективным приемом может стать зеркальное рисование.

Зеркальное рисование. Зеркальные рисунки - это рисунки, которые нужно обводить сразу двумя руками. Основная идея - координация ведущей и ведомой руки, зрительного и пространственного восприятия, тренировка мелких мышц руки. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.

Рисование двумя руками одновременно помогает детям в развитии:

  • ориентировки в пространстве;
  • мелкой моторики;
  • творческого воображения.

Начинать обучение детей лучше с легких элементов и форм: линии, квадрат, круг, овал. Затем уже можно переходить на изображения.

Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. дети правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если ребенок обычно чистит зубы, держа щетку в левой руке, то периодически предлагайте ему перекладывать ее в правую. Если ребенок пишет и рисует правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.