Игры с песком

Знакомство ребенка с объектами неживой природы происходит практически с самого рождения. Снег, вода, песок и другие неживые объекты приводят малышей в неописуемый восторг.     Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств внимания и т.д. Правильно организовав такие игры для дошкольника, можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах неживых объектов. Таким образом, в игре, но, вместе с этим, в естественных условиях, создается основа для объяснения ребенку новой для него информации. И это возможно даже без слов и иллюстративного материала.   Песок - это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Однако, это можно делать только в теплые летние деньки. Но как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года.

Если у вас нет светового песочного стола, не стоит расстраиваться. Его с легкостью можно заменить, или сделать из доступных материалов. Самый простой способ – использовать пластиковый поднос, на котором можно сразу преступать к рисованию , или взять коробку, оклеить ее самоклеящейся бумагой и насыпать туда песок. Лучше если поднос, коробка или другое приспособление будет голубого или зеленого цвета.   Эти цвета ассоциируются с небом, водой, землей. У рисования на подносе есть один неоспоримый плюс – его легко взять с собой в любую поездку и с пользой занять ребенка. Для рисования можно использовать промытый просеянный прокаленный песок, а можно и соль, кофе, манку. Главное - удобство и безопасность. Но помните, данный метод не подходит при наличии у ребенка ранок, дерматитов и астмы. Как видите, все очень просто! А сколько радости и удовольствия получите вы и ваш ребенок!

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер;
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!); Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку,   захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, другой поверхности - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Дети развивают ловкость рук и пальчиков, что напрямую связано с развитием речи. Рисуя двумя руками одновременно, происходит развитие обоих полушарий головного мозга.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий и воображений. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.

В зависимости от возраста, при работе с песком, можно использовать разной сложности сказки, стишки, рассказы. Детям нравится слушать истории, помогать героям, участвовать в придумывании сказки.

Рисовать песком лучше всего под приятную музыку в полумраке. Тогда появится незабываемая атмосфера волшебства и магии. Музыка повышает настроение и помогает развитию чувств. А можно рисовать и саму музыку, или песенки. Попробуйте нарисовать с ребенком солнечный день, лесное царство, подводный мир. Поверьте, это занятие захватит не только ребенка, но и вас!   

Предлагаю примерные игры с песком для дошкольников

Игра «Привет, песок!» направлена на формирование представления у ребенка о песке, его свойствах.  
Ход игры. Заинтересуйте ребенка. Для этого спрячьте емкость с песком за ширмой. После чего откройте ее и продемонстрируйте  новые для него объекты. Вспомните, как здороваются люди, когда встречаются. Затем предложите ребенку «поздороваться» с песком - дотронуться сначала до песка одной рукой, после этого двумя руками вместе. Если малыш не боится выполнять эти движения, продолжите его знакомство с песком. Пусть ребенок положит ладошки на песок, сожмет его в кулачках, высыплет его из рук, понаблюдает, как падают песчинки.  

Игра «Чьи следы?» способствует формированию представлений о свойствах влажного и сухого песка. На прогулке понаблюдайте с ребенком за людьми, животными и птицами. Обратите внимание ребенка на то, что когда они ходят по влажному песку (земле), остаются следы, а по сухому - их нет.  
Ход игры. По приходу домой разделите песок в емкости на две части. Одну часть песка оставьте сухой, а другую - смочите водой, чтобы она стала влажной. После этого разместите около «песочницы» разные игрушки (лучше всего пластмассовые или резиновые): куклы, собачки, птички и др. Предложите ребенку поиграть с этими игрушками на песке: попрыгать, походить. Обратите его внимание на то, где остаются следы, а где нет. Затем предложите ребенку придумать следы разных животных, например, провести пальчиком по песку как будто ползет змея, кончиками пальцев дотрагиваться до песка словно прыгает зайка и т.д.  

Игра «Песочные прятки» повышает эффективность формирования представлений у о свойствах песка (рыхлости и легкости).  
Ход игры. Сообщите ребенку, что вы сегодня будете играть в прятки с игрушками. Затем возьмите одну из игрушек и спрячьте ее у него на глазах в песке. После чего попросите ребенка найти игрушку. Как только малыш поймет задание, можно предложить ему закрыть глаза. Тем временем снова спрячьте игрушку в песке и попросите ребенка отыскать ее. Затем поменяйтесь местами: ребенок прячет, а вы ищете.  

Игра «Рисуем на песке» направлена на закрепление представлений о свойствах влажного и сухого песка.  
Ход игры. Разделите песок на две части, одну из которых смочите водой. Предложите ребенку порисовать на песке. Это можно делать пальцами, палочкой, кончиком кисточки, карандашом и другими подручными материалами.

Кроме этого можно показать малышу, как рисовать сухим песком по мокрому. С этой целью насыпьте в полиэтиленовый пакет немного сухого песка, сделайте в нем небольшую дырочку и нарисуйте струйкой узор на влажном песке.  

Игра «Пишем и рисуем» направлена на изучение букв, цифр, геометрических фигур.
Ход игры. Как можно учить буквы или цифры с помощью песка, скажете вы? Да очень просто: надо их… рисовать. Можно рисовать буквы и цифры пальчиками, трубочками, палочками. Предложите ребенку называть буквы, цифры, фигуры, которые рисуете вы, а потом поменяйтесь ролями – теперь малыш рисует, а вы называйте буквы. Можете нарисовать, например, квадрат, назвать его и предложить ребенку нарисовать рядом такую же фигуру и назвать ее.

Игра «Дует ветер» направлена на развитие дыхания (учимся продолжительному направленному выдоху).
Ход игры. При помощи трубочки для коктейля можно дуть на песок, чтобы обнаружить под ним наклейку с рисунком (которую предварительно нужно маме приклеить и закопать)! Ребенок в восторге от находки и сам не заметит, как научился дуть.

Игра «Придумай узор» направлена на развитие мелкой моторики рук, усидчивости, фантазии и воображения.
Ход игры. Предложить ребенку придумать узор или украсить силуэт нарисованной на песке формы при помощи стеклянных или простых (можно раскрашенных) камней, макарон, пуговиц и др.

Желаю вам приятных часов совместного творчества!