ТРЕВОЖЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?

Понаблюдайте за ребенком и выясните, часто ли в его поведении появляются признаки тревожного состояния. По необходимости проконсультируйтесь у специалиста (психолога, детского психотерапевта). Физиологические признаки тревожного состояния: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, мускульное напряжение (в области лица, шеи), потливость, руки обычно холодные и влажные, сухость во рту, слабость в ногах.

Поведенческие признаки проявления тревожного состояния

  • повышенное беспокойство (беспокойный взгляд, суетливость, ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.);
  • неуверенность, боязнь что-либо сделать не так (опоздать, не соответствовать общепринятым нормам);
  • эмоциональная неустойчивость, раздражительность (плачь при изменении ситуации, часто не может сдержать слезы);
  • нарушение сна (спит беспокойно, засыпает с трудом, жалуется на страшные сны);
  • пугливость (многое вызывает у него страх, часто говорит о возможных неприятностях);
  • трудность или невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

Как помочь тревожному ребенку?

Повышать самооценку ребенка:

  • хвалить, поощрять его за реальные, пусть даже небольшие успехи (желательно, если это будет в присутствии других детей и взрослых);
  • не сравнивать ребенка с другими детьми (каждый ребенок особенный);
  • избегать игр и заданий «на скорость», «на время»;
  • при общении с ребенком стараться установить визуальный контакт (общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка).

Обучать ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:

  • использовать массаж тела, водные процедуры, аромо- и фитотерапию (по согласованию с врачом);
  • прослушивать спокойную музыку, выполнять движения в такт (при этом дыхание становится равномерным и замедляется пульсация крови);
  • играть с природными материалами (глиной, песком, водой), рисование красками, в том числе и рисование пальцами, ладошками;
  • использовать подвижные игры.

Обучать навыкам владения собой в трудных непредвиденных ситуациях, в ситуациях, травмирующих ребенка:

  • играть с куклами. Сюжетами для игр по ролям лучше выбирать «трудные» случаи из жизни самого ребенка. В игре он получает опыт разрешения жизненных ситуаций. Ребенок выбирает «смелую» и «трусливую» куклы. Играя роль трусливых персонажей, он лучше осознает и конкретизирует свои неприятные переживания, свой страх. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Близкому взрослому не всегда удается избавить ребенка от тревог вне пределов семьи.
Но в его силах подарить своему ребенку эмоциональную теплоту и любовь!