В ПОХОД ВСЕЙ СЕМЬЕЙ
пять советов начинающим туристам

Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но пока не имеет большого опыта в организации совместных с детьми туристических походов, наши советы.

Первый совет. Оцените свой опыт самостоятельной организации походов и физические возможности самого младшего ребенка.

Стать туристами могут даже груднички, путешествую на руках у родителей или в сумках-кенгуру. Годовалый малыш может размещаться в специальном рюкзаке или приспособленном детском кресле, которое фиксируется у взрослого на спине.

Самостоятельно дети могут путешествовать с 3-4 лет. Начинать нужно с прогулок в парк. Следующим этапом могут быть однодневные походы в лес. После того как дети приобретут элементарные туристические знания и умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Второй совет. Правильно определите состав группы. В поход можно пойти всех семьей. Если в семье дети дошкольного и подросткового возраста,  они будут надежными помощниками трудных ситуациях.

Хороший вариант – объединение в группу 2-3 семей, в составе которых 1-2 ребенка-ровесника. В этом случае легче организовать детское общение и отдых на привалах.

Самый удачный состав группы – 9-12 человек. Такая группа, во-первых, наиболее мобильна, а во-вторых, появляется возможность интересно и  разнообразно организовать совместную деятельность участников на маршруте и привале.

Третий совет. Тщательно подготовьтесь к походу.

Подготовка – процесс трудоемкий и длительный. Первое, что нужно сделать, это определить цель, продолжительность и маршрут похода, учитывая мнение большинства, а также интересы и возможностей детей.

В зависимости от способа передвижения туристические походы с детьми могут быть пешими, велосипедными, водными (на лодках, байдарках, плотах, катамаранах) и комбинированными (автомобильно-пешеходными).

Для новичков подойдут пешие, велосипедные и комбинированные подходы, а семей со стажем – велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка.

По длительности походы делятся на одно-, двух- и многодневные. Начинающим туристам рекомендуется постепенно овладевать опытом походной жизни в коротких туристических прогулках (4-8 часов), а затем, по мере приобретения специального снаряжения, переходить к самым романтическим и для детей, и для взрослых походам с одной, двумя о более новичками. Настроение, поведение детей в подходе, степень их тренированности, состояние их здоровья является тем барометром, по которому с известной точностью определяется длительность последующих путешествий.

После того как определены цель, вид и продолжительность похода, взрослые участники собираются для обсуждения маршрута.

Хорошо, если в группе есть опытный турист, который смог бы взять на себя обязанности руководителя и разработать маршрут с учетом вида, цели похода, возраста, а также сезона, условий местности. Маршруты могут быть линейными – между двумя отстоящими друг от друга точками ирадиальными, начинающимися и заканчивающимися в одной точке. Весной путь рекомендуется прокладывать по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Летом лучше двигаться лесной тропинкой, а в жаркую погоду – вдоль рек, озер и водохранилищ. Максимальная протяженность похода должна приходиться на июнь - август, когда стоят самые теплые и длинные световые дни.

Готовность к походу определяется наличием группового и личного снаряжения. Для однодневной туристической  прогулки не нужно большого количества специального  инвентаря, обязательно лишь приобрести рюкзаки для каждого участника. Ребенку 2-4 лет будет удобно путешествовать с небольшим заплечным мешочком на широких мягких лямках, с липучками-застежками. Его можно украсить  аппликацией, мелкими игрушками-брелоками. Вес всей поклажи не более 300-400 г.

Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести рюкзак жесткой конструкции с уплотнителями задней стенки или рельефными подкладками под поясницу, на широких, мягких, регулируемых лямках, изготовленный из дышащей водонепроницаемой ткани, с прочными швами и креплениями, боковыми и задними карманами, позволяющими туристу переносить всякую нужную мелочь. Хорошо, если у рюкзака предусмотрены напоясные регулируемые ремни, с их помощью вес равномерно распределяется на мышцы шеи, плечи и спины. Рюкзак должен быть нарядным и привлекательным для ребенка.

Работоспособность и здоровье туриста зависят и от правильной укладки рюкзака. Надо уложить вещи так, чтобы, с одной стороны, легко было найти нужную, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.

Для организации отдыха родителей  и детей во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, что обеспечивает отдых позвоночнику и ногам во время привалов и на ночевках, а ширина не более 60-70 см. Наиболее распространенные пенополиреутановые  туристические коврики («пенка»), спасающие от холода и сырости. Они легкие и крепятся ремешками к рюкзаку. Для совсем юных туристов (2-4 года) для ночевки удобен надувной матрац.

Следующий этап подготовки к походу – подбор обуви и одежды для детей и взрослых. Основной принцип – одежда по погоде, а не по сезону. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент выхода на тропу, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1-2 размера больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажный и шерстяной,  что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самый лучший вариант – кожаные туристические ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. В теплый период в многодневный поход обязательно нужно взять легкие спортивные  тапочки, чтобы обеспечить отдых ногам и просушку « ходовой» обуви.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку – анорак (надевается через голову с короткой застежкой-молнией, переходящей в капюшон). Можно надеть спортивный костюм. Удобно, если можно варьировать одежду во время активных движений и пассивного отдыха (дополнительные верхние жилеты, уплотнители, капюшоны, накидки и т.п.).

Перечень туристического снаряжения заметно пополняется, если планируется многодневный поход. В первую очередь необходима палатка. Для одной семьи из 3-4 человек достаточно использовать трехместную палатку. Наиболее удобны палатки шатрового типа с готовым каркасом, непромокаемым дном и тентом. Она нарядна, хорошо выдерживает ветер, дождь, герметична (за счет дополнительной сетки-дверцы), легко собирается.

В любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. Спальный мешок должен быть легкий, теплый, с двойным синтепоном, синтетическим внешним покрытием, изнанкой из хлопка. Два спальника с разъемными застежками-молниями легко сшиваются в один большой «конверт», в котором могут комфортабельно переночевать семья из трех человек.

В походе с одной и более ночевками пригодится:

  • костровое оборудование – 1 комплект;
  • костровые рукавицы-прихватки – 2 штуки;
  • кухонный тент;
  • котлы жестяные или из пищевого алюминия (3, 5 и 7 л на группу из 8 – 12 человек);
  • половник, разделочный нож, мочалки для мытья посуды, топор;
  • саперная лопатка;
  • ремонтный набор (клей, проволока, шило, игла, нитки и др.);
  • веревка (реп-шнур или бельевая) – 20м;
  • спички в герметичной упаковке;
  • фонари – по количеству палаток;
  • канистра или пластмассовое ведро для воды (минимум на 10 л);
  • пластиковые мешки для мусора;
  • медицинская аптечка;
  • компас, карта-план местности, карандаш, ручка, блокнот;
  • спортивный инвентарь (мяч, летающая тарелка, бадминтон и пр.).

Для приготовления пищи также можно использовать газовую горелку или керосиновый примус.

У каждого туриста должна быть личная посуда (ложка, кружка, миска) из выдерживающей нагрев пластмассы, предметы гигиены (зубная щетка, паста, мыло, полотенце).

В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, продолжительностью и возрастом участников.

В однодневных походах иногда можно обойтись без варки обеда, приготовив пищу дома (бутерброды, закуски, овощи, фрукты, печенье, сухарики, сок в герметичной упаковке или чай в термосе). Но приготовление печеной картошки на костре для детей может быть целым праздником, поэтому не стоит лишать их этого удовольствия.

Во время путешествия необходимо соблюдать питьевой режим. Взрослым необходимо учитывать, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение и выделение солей, а это в свою очередь ослабляет мышцы и вызывает утомление. Каждый участник должен отучить себя пить даже в сильную жару, как на марше, так и на коротких привалах. На дневке за обедом можно выпить одну – две кружки чая, киселя, компота, а от холодной воды воздержаться. Во время движения в случае сильной жажды ребенку можно разрешить прополоскать рот, сделать 1-2 медленных глотка, пососать леденец, пожевать сухофрукты.

К подготовительной работе к походу привлекаются все члены семьи. Дети могут составить программу отдыха. Это особенно важно для воспитания ответственности и самостоятельности.

Четвертый совет. Правильно определите физическую нагрузку для детей во время движения по маршруту.

Возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, индивидуальные возможности детей, сложности ландшафта и многих других факторов – все это необходимо учитывать при выборе физической нагрузки. Взрослые должны постоянно контролировать самочувствие юных туристов. Однако существуют определенные нормативы протяженности маршрута для физически нормального развитого ребенка. Так, считается, что общая протяженность маршрута для детей 3-4 лет – от 3-4 до 5-6 км, 5-6 –летних туристов – 10 км.

Родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки возможностям своего ребенка. Обычно первыми признаками утомления являются вопросу типа «когда мы приде?»,  «долго еще идти?», капризы детей. В такой ситуации важно переключить внимание ребенка, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п. В  случае, если у ребенка отмечается побледнение кожных покровов, нарушена координация движений, необходимо сражу прекратить движение, провести дыхательные упражнения и дать отдохнуть.

Для профилактики подобных реакций нужно установить такой режим движения, при котором физические нагрузки (движение по маршруту) чередуются с отдыхом. Такой режим определяется по самому слабому участнику похода. Например, после каждых 30 (40, 50 мин) движения выделяется соответственно 5-15 мин отдыха.

Первый, подгоночный привал нужно делать после 15-20 мин ходьбы. Он позволяет устранить неполадки  в одежде и обуви, подогнать лямки рюкзака и т.п. Отдых во время привала должен быть непродолжительным (от 5 до 15 минут), но достаточно эффективным. Можно научить ребенка расслаблять работающие мышцы и принимать наиболее рациональное положение – полулежа на коврике, подняв ноги вверх на рюкзак или пенек. Во время 10-15 минутного отдыха в теплое время года лучше снять обувь, чтобы ноги «подышали», и поменять носки. Отдыхая, можно полюбоваться природой, поиграть в игры «На что похоже?», «Отгадай чей голосок?» и т.п.

Для детей необходимо предусмотреть разнообразные задания и сюрпризные моменты: заранее разучить походную песню, «вооружиться» короткими стишками, загадками.

Например, вот такими:

Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками
(Рюкзак)
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине
Коль в поход идешь со мной
Я повисну за спиной
(Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?
(Палатка)
В поход иду и дом берут,
В котором дома не живут.
(Палатка)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.
(Компас)
В кармане моем
Замечательный друг:
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
(Компас)
Он и в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь.
( Костер)

Построение участников похода – еще один прием, позволяющий регулировать физическую нагрузку и следить за состоянием детей. Первые сразу за руководителем идут обычно самые слабые, задающие темп движения, замыкают – опытные туристы.

Пятый совет. Подумайте где лучше устроить  большой привал  и как интересно провести время.

Большой привал планируется, как правило, на вторую половину пути. Важно выбрать правильное место для бивака: наличие питьевой воды, дров, безопасность. Лагерь лучше всего разбить на сухой ровной площадке. Нельзя ставить палатки в низинах, ложбинах, на крутых склонах, сыпучих откосах. Устройством лагеря занимаются с таким расчетом, чтобы успеть сделать всю основную работу до наступления темноты. В этом процессе принимают посильное участие все участники похода. В зависимости от желаний и интересов детей их привлекают к сбору хвороста, установке палаток, приготовлению посуды для обеда и т.п. На благоприятном эмоциональном фоне, подбадриваемые взрослыми, дошкольники с удовольствием справляются с походными поручениями.

Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристических семей подтверждает, что поход надолго останется в памяти, если он превращается в веселый совместный праздник с играми и аттракционами. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.

  • «Полоса препятствий»

Ее можно соорудить из подручных средств для детей 5-7 лет. Протяженность 10м.

  • «Кочки»

Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку и не попасть в «болото»

  • «Не намочи ноги»

Пройти по бревну

  • «Прыжок через ров»

Прыгнуть через ров шириной около 1м.

  • «Волчатник»

Проползти по-пластунски под натянутой между колышками веревкой

  • «Чей прыжок дальше?»

Участниками могут быть и взрослые и дети.
Первый игрок прыгает в длину от намеченной линии. На его следы становится следующий и старается прыгнуть еще дальше. И так до последнего участника. Выигрывает команда, длина коллективного прыжка которой больше.