Нужны ли дошкольникам географические знания? Конечно, да. Ребенок – исследователь, и первые его открытия связаны именно с географией. Что находится за горой? Где заканчивается лес? Куда бежит река? Есть ли берега у моря? Каков песок на вкус? ... Это лишь малая часть вопросов, ответы на которые дает наука «География». Но малышу сложно ориентироваться в огромном географическом пространстве. Его мир ограничен двором, детским садом, бабушкиной дачей… И тогда нам на помощь приходят современные технологии. Сегодняшний детский сад может не только показать детям далекие страны, города, материки и острова, горы и озера..., но и помогает воссоздать увиденное в меньшем размере, более понятном для восприятия дошкольниками.
Наш детский сад уже освоил интерактивные доски, оценил их достоинства. Теперь на помощь педагогам пришла песочница дополненной реальности. То, что видят дети на экране, с чем могут действовать на плоскости, теперь стало доступно в объемной, осязаемой форме. Наша «география» получила новое направление. Мы стали моделировать географические объекты, видя, как наполняются водой вырытые впадины, как из «поврежденной» горы вдруг вырывается лава и, спускаясь к подножию, остывает…
У нас появились новые возможности, а значит встала цель наработать и систематизировать материал для 100% использования современного оборудования для обучения и развития дошкольников. (Без ущерба их здоровью).
Были сформулированы задачи для эффективного решения данной проблемы:
- расширение знаний в области методики ознакомления детей дошкольного возраста с основами географических знаний с использованием интерактивного оборудования.
- развитие элементарных естественно-научных представлений о Земле, о природе, о населении нашей планеты;
- развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- научить детей изучать окружающий мир, учиться беречь и любить природу.
Определены этапы реализации:
- Изучение потенциала интерактивного комплекса дополненной реальности Ronplay Kids
- Разработка и апробирование игр географической направленности с учетом возможностей песочницы Ronplay Kids
- Приобретение и изготовление дополнительных пособий.
- Внедрение игр в практику работы кружка «География на дому».
- Обобщение опыта работы.
В работе по изучению возможностей интерактивного комплекса дополненной реальности нам помогало сотрудничество с коллективом разработчиков и производителей песочницы Ronplay Kids через персональный сайт и соцсети.
Изучив материалы разработчиков, мы пришли к выводу, что комплекс соответствует критериям безопасности и способствует развитию познавательной активности детей. Побуждает дошкольников проявлять инициативу, обеспечивает мотивацию к занятиям.
Опираясь на игры, предложенные разработчиками комплекса Ronplay Kids, мы постарались расширить игровые задачи в соответствии с возможностями дошкольников в ознакомлении с географическими понятиями. В результате появились игры: «Где берет начало река», «Болото», «Построй материк», «Кто живет на этом материке», «Построй дом для животных», «Посели орла на горе, а лису под горой», «Проложи маршрут» и др. Такие игры помогают детям понять пространственные характеристики географических объектов, а эффекты дополненной реальности погружают детей в полу реальный мир, созданный ими.
Задача детей в данном проекте заключалась в совершении виртуального кругосветного путешествия и знакомстве с материками, океанами и их обитателями.
Дети с удовольствием слушали рассказы, смотрели видео зарисовки, обучающие мультфильмы, слушали записи голосов птиц и зверей, ориентировались на глобусе и карте… Полученные знания мы закрепляли в играх. Игра на интерактивной доске «Заполни пустоты» нацелена на закрепление знаний о расположении материков и океанов на географической карте. В тоже время игра в песочнице «Какой формы вода» ориентировала детей на особенности расположения океанов и материков относительно уровня моря. А игра «Построй материк» помогала закрепить видимые границы материков, а на следующем этапе и особенности рельефа местности.
Путешествуя от материка к материку, дети знакомились с горами, пустынями, низменностями… Воспроизводя модель материка в песочнице и заселяя его животными они понимали, что наличие воды, высота местности… влияют на растительность и животный мир материка. Детям проще было понять, почему те или иные животные приспособились к разным условиям обитания. Опыт с карандашами, на один из которых намотана лента, показал детям, почему животные пустыни ползают или имеют широкие подошвы (верблюд)
Игры вызывают у детей много позитивных эмоций. В отличии от ИД, где ход игры и результат заранее продуманы педагогом, в песочнице дети не совершают ошибок. Они меняют реальность, что в применении к географии, помогает говорить и о воздействии человека на природу, об изменении экологии. «Рассели животных» - игра, которая может быть нацелена на закрепление знаний о фауне различных материков, особенностях мест обитания, миграции животных… Но вот ребенок, строя норку для лисы, случайно вырыл ее глубоко, и ямка заполнилась водой… На таких примерах легко объяснить детям, как влияет деятельность человека на жизнь животных.
В играх с песком дети не чувствуют себя обучающимися, они скорее исследователи, удовлетворяющие свое любопытство.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг.
Дополненная реальность интерактивной песочницы позволяет ребенку погрузиться в созданный им мир. Не уходя от действительности, он может наблюдать виртуальную реальность, созданную им самим посредством взаимодействия с реальным миром и цифровыми технологиями.
Любой ребенок познает мир через собственные игры и увлечения. Игра – это ещё и способ отсеять не своё. Она дает возможность проверить на прочность каждый из талантов. И наиболее прочным, кстати, оказывается вовсе не то, в чем ребенок успешнее всего. А то, к чему у него дольше всего сохраняется интерес.
Презентация "География в новых технологиях"
Конспект итогового занятия "География дома"
Видео "География в новых технологиях"